В Запорожье открыт вальдорфский класс и детсадовская группа!!!
  • Друзья! Свершилось! Запорожские детки, наконец, получили возможность получить среднее образование обучаясь по альтернативной системе!
    В группе и классе есть еще места для пары ребятишек. Так что если ваш уникальный ребенок достоин уликальной системы образования - вы можете выбрать вальдорфскую! Теперь есть выбор!
  • 6 Комментарии сортировать:
  • О чем речь?
    - ФОРМА организации вальдорфских школ в Украине.
    Очень радует, что в Украине вальдорфская педагогика поддерживается государством. Поэтому все школы, кроме одесской, имеют статус ГОСУДАРСТВЕННОЙ. В Запорожье действия вальдорфской инициативы тоже направлены на создание школы государственной формы.

    - Украинские вальдорфской школы работают по ПРОГРАММАМ для вальдорфских школ, разработанным Институтом инновационных технологий и содержания образования при содействии Ассоциации вальдорфских инициатив Украины и рекомендованным Министерством образования Украины,.

    - ПО ОКОНЧАНИИ школы выпускники получают аттестат государственного образца.

    - Уровень знаний выпускников вальдорфских школ.
    Обязательное тестирование в 4, 9 и 11 классе демонстрирует уровень знания вальдорфских детей на уровне государственных стандартов и даже на несколько более высоком уровне, чем у сверстников из других школ. Например, 90% выпускников днепропетровской школы поступает в ВУЗы, в основном на бюджетную форму.

    - ОТЛИЧИЕ вальдорфской и общеобразовательной школ.
    В методике преподавания создание ситуации совместного (учитель-ученик-родитель) освоения мира, где через личностные переживания происходит становление человека, его интеллекта, чувств, воли. Учебный материал изучается эпохами (погружение в основной предмет 3-4недели), на уроках рукоделия, музыки, физкультуры виды деятельности направлены на дальнейшее развитие темы основного урока. Для ребенка – это и игра, и наблюдение, и активное участие, и собственное открытие. Учитель анализирует и помогает эмоции, чувства, опыт ученика перевести на научную почву познания.
    Известно, что пережито человеком, становится его опытом, то всегда присутствует в памяти. Этим объясняются прочные, глубокие знания учеников, их безграничное желание творить и легко адаптироваться в социуме.
    Если возникает необходимость перевести ребенка в другую школу – ведь бывают объективные причины, переезд, то, например, учителя в течение нескольких месяцев, нагоняют разницу тем в программе учебного года вальдорфской и общеобразовательной школы, готовя ребенка к комфортному переходу.

    - УЧИТЕЛЯ вальдорфских школ имеют дипломы государственного образца, а так же диплом об окончании специального вальдорфского образования: ТРЕХГОДИЧНЫЙ ПЕРИОДИЧЕСКИЙ (СЕМЕСТРОВЫЙ) СЕМИНАР.
  • ОТЛИЧИЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ОТ ТРАДИЦИОННОЙ

    Начнем наш разговор, пожалуй, не с отличий, а с объединения. ЛЮБАЯ ПЕДАГОГИКА ставит задачу воспитать здорового и счастливого ребенка; целостную личность. И вальдорфская педагогика выполняет ее – по собственной методике. Какие же особенности (возможно, одни из основных) можно выделить?

    • Вальдорфская педагогика говорит, что в каждом ребенке есть скрытый план, тайна, замысел, заложенный Богом в каждого человека. Поэтому есть ДОВЕРИЕ И УВАЖЕНИЕ к каждому ребенку, к тому, что скрытым образом содержится в нем.

    • ВП подчеркивает, что ребенок другой – он отличается от взрослых, что в детстве перед ним стоят особые задачи развития. Прежде всего, РЕБЕНОК СТРОИТ САМ СЕБЯ, СВОИ ОРГАНЫ И СПОСОБНОСТИ, А ВЗРОСЛЫЕ ТОЛЬКО СОЗДАЮТ ДЛЯ ЭТОГО САМОМСТРОИТЕЛЬСТВА УСЛОВИЯ. То есть идти надо не от социального заказа или требований взрослого общества, а ОТ РЕБЕНКА, его потребностей в развитии, и скрытых в нем задатков и потенций.

    • Большое значение ВП придает ВОСПИТАНИЮ ПУТЕМ ДОМАШНИХ работ: стирка, уборка, мытье рук, и т.п. Практическое воспитание – это когда не «дидактический веник» и «дидактический мусор», а настоящий веник и настоящий мусор убираются после настоящей работы с настоящими пилой и деревяшками.

    • Большое воспитательное значение придается связи детей с живой природой. Культивируются различные работы в саду, поле, уход за домашними животными. То есть предлагается воспитание особой ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – ответственности человека перед доверенным ему миром.

    • Роль взрослого в развитии ребенка – основополагающая. Отношения между взрослыми и детьми – это стержень всего развития. Поэтому основная задача – создать ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ, отношение любви, доверия и тепла, которое должно одушевлять всю атмосферу группы (класса, д/с).

    • Вальдорфская педагогика придает особое значение ФАНТАЗИИ И СКАЗКАМ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА (детям каждый день рассказывается История, соответствующая возрасту: сказка, басня, миф, легенда). А ЗНАЧЕНИЮ ИСКУССТВА (живопись, пластика, музыка) отводит в воспитании - центральную роль.

    • Одна из основных задач ВП (особенно в первом семилетии) – ПОБУЖДАТЬ ДЕТЕЙ К МНОГООБРАЗНОЙ, ИНТЕНСИВНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Игра в детском саду, например, понимается, прежде всего, как творческое, свободное раскрытие сущностных сил ребенка. СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ САМИМИ ДЕТЬМИ. Это так называемая свободная игра.

    • Вальдорфский учебный план строится на взаимоотношении человека с миром. Ребенок воспринимает мир целостно, не отделяя мертвое от живого, одушевленное от неодушевленного. Наука не «сваливается» на ребенка в готовом виде, а РЕБЕНОК САМ ПРОХОДИТ ВЕСЬ ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ МИРА.

    • РОДИТЕЛИ ИГРАЮТ В ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ БОЛЬШУЮ РОЛЬ, например, они помогают педагогам, разрешают конфликты, участвуют в каких-то проектах. То есть родители включены в процесс обучения и воспитания.
  • О ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГКЕ
    Вальдорфской педагогике, не много не мало, восьмой десяток лет. Основал ее немецкий философ Рудольф Штайнер. В первой четверти двадцатого века он открыл школу для детей, родители которых работали на табачной фабрике Вальдорф Астория. Однако в его школу сразу же пришли ребятишки из самых разных социальных слоев. С самого начала педагогический метод Штайнера был ориентирован на личность ребенка, а не на его социальное происхождение.
    Хотя Рудольф Штайнер был ученым-философом, его взгляды на воспитание детей были удивительно практичны. Именно он впервые в истории заявил, что детство – это уникальный период в развитии человека, к которому следует внимательно присматриваться, наблюдать, делать выводы. При этом в его педагогике нет специальных методических приемов, это жизнь с ребенком, наполненная особым смыслом.

    Каковы сами, таковы и сани
    Помните старую шутку: «Сынок, делай так, как я говорю, а не так, как я делаю»? Так вот, вальдорфская педагогика, как никакая другая, подчеркивает, что детей мы воспитываем именно своими действиями, а не словами. Рудольф Штайнер специально наблюдал за различными периодами человеческого развития и пришел к выводу, что первое семилетие жизни (период детства) – это возраст подражания.
    Именно подражание является основной движущей силой для развития ребенка. Благодаря этому свойству малыш осваивает практически все самые необходимые навыки: прямохождение, речь, умение манипулировать различными предметами.
    Известно, что если маленький ребенок попадает в звериную семью, он передвигается исключительно на четвереньках. И когда он впоследствии (после 7 лет) оказывается среди людей, ему удается освоить прямохождение, но такой способ передвижения уже никогда не будет для него естественным. Дети немых родителей, не слышащие обычной речи, тоже не могут заговорить, даже если с физиологией у них все в порядке. Они просто не знают, как это делается!
    И в обычной семье маленькие дети с поразительной точностью перенимают родительские жесты, интонации, поворот корпуса, они впитывают это буквально с материнским молоком. Если мамины и папины вещи будут валяться на полу, то бесполезно требовать от ребенка, чтобы он аккуратно складывал свою одежду в шкаф. С какой точностью трехлетний малыш воспроизводит интонации папы, который говорит по телефону со своим клиентом! А пятилетняя девочка будет общаться со своей куклой именно так, как мама общается с ней.
    И посему, говорят вальдорфские педагоги, пытаясь подогнать ребенка под определенный образ, сложившийся у вас в голове, начните с себя: вы сами соответствуете этому образу?
    Если мы небрежно сбрасываем ботинки, входя в дом, то ребенок будет делать это точно так же. Если мамины и папины вещи разбросаны повсюду на полу, то не ждите от малыша, что он аккуратно и педантично будет развешивать на плечики свои платьица и рубашки. И объяснять словами, что такое хорошо и что такое плохо, занятие бесполезное. Ребенок будет делать так, как вы делаете, а не так, как вы говорите.

    Ритм жизни
    Вся наша жизнь пронизана ритмом. Мы ритмично дышим, у нас есть определенные биологические ритмы дня и ночи, работы и отдыха, напряжения и расслабления. Однако, когда человек только появляется на свет, эти многочисленные ритмы у него еще не сформированы. Ему предстоит этому научиться.
    И вальдорфская педагогика очень большое значение придает ритмическому циклу ребенка. Прислушайтесь к собственному дыханию. Каждый ли слышит, как он дышит? Мы сначала интенсивно вдыхаем в себя воздух, делаем паузу, а затем выдыхаем энергию, переработанную внутри нас и потому ставшую уже отчасти своей. Концентрация и расслабление, восприятие и отдача – это важнейшие моменты, которые должны присутствовать в жизни ребенка.
    Родители, увлекшись новомодными методиками раннего развития, нередко забывают об этом. Однако у ребенка, который перегружен интеллектуальной информацией, часто нарушается сон, он становится крикливым и беспокойным. А дело в том, что малыш буквально не в состоянии переварить обилие обрушившихся на него впечатлений.
    Давайте посмотрим, как устроен день в вальдорфском детском саду. Это не просто режим дня, это циклы концентрации и расслабления, которые поочередно сменяют друг друга.
    Итак, малыш приходит в группу. Воспитательница ласково здоровается за руку с каждым, потом – общее приветствие. День начался, и ребенок осознает свое место в этом мире здесь и сейчас.
    После короткого приветствия – свободная игра. Это способ самовыражения. Именно в игре детям необходимо пережить события и ощущения, которыми наполнена их жизнь. Ребятишки играют, а воспитатели рядом с ними занимаются своими взрослыми делами – готовят еду, шьют кукол, рукодельничают. Любой ребенок может к ним присоединиться, а может остаться в детской компании. К собственным желаниям ребенка вальдорфские педагоги относятся с большим уважением: малыш присоединяется к взрослым делам только в том случае, если ему самому этого хочется. Его можно лишь пригласить к взрослому творчеству, но опять же – не словами! – а действием.
    После свободной игры обычно происходит уборка. Это очень важный «собирательный» момент. Помните, в какие баталии превращается порой дома уборка игрушек? А в саду воспитательница начинает прибирать разбросанные игрушки, напевая немудреную песенку: "Все на место положу, аккуратно все сложу…"
    И почему-то все дети присоединяются к разбору игрушечных завалов, которые так быстро образуются после любой игры. Это еще один важный момент: все должно вернуться на свои места. Каждая кукла – на свою кроватку в кукольном домике, все ракушки, желуди, каштаны – в свою корзинку, шелковые платочки – на полку и т.д.
    Также можно действовать и дома. У каждой куклы должно быть свое спальное место, и кукол при этом не должно быть много. Иначе ведь не уследишь за всеми игрушечными детьми…
    После уборки – интенсивная музыкально-ритмическая (или хороводная) игра. Здесь на первый план выступает взрослый, воспитатель. В песнях и движениях он переживает явления природы, сельскохозяйственный цикл, а дети, настроившись на его ощущения, осознают свою причастность к большому миру. Такая игра требует высокой степени концентрации.
    И после нее – снова расслабление, свободная игра на прогулке.
    Потом обед, который почему-то хочется высокопарно назвать совместной трапезой. И дети, и взрослые садятся за общий деревянный стол, покрытый льняной скатертью или салфетками… А собственноручно нарезанный салат подается в красивых глиняных тарелочках.
    После обеда – сон в уютных кроватках под лоскутными одеялами, потом – полдник, лепка из воска или рисование.
    ...
  • О ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГКЕ (продолжение)
    Будни и праздники
    Это тоже своего рода ритмичное чередование. Праздники обычно проводятся в духе народных традиций. И это не опостылевшие утренники, а настоящие праздники детской души. Дети не готовят специальные выступления для показа. В праздниках на полных правах участвуют все – и малыши, и ребята постарше, и воспитатели, и родители – роль зрителей просто не предусмотрена.
    На праздник урожая все вместе прямо в группе пекут пироги с капустой, каждому малышу дарится корзинка с осенними дарами и какая-нибудь особая «урожайная» игрушка. А промозглым ноябрьским вечером с горящими разноцветными фонариками все теплая компания отправляется на поиски клада, который оставили добрые гномы (кстати, таким образом удается сгладить остроту детских страхов, приходящуюся как раз на 5-6 лет). Рождество невозможно представить себе без традиционного спектакля о Чуде. Масленица – пожалуй, самый веселый и бесшабашный праздник. Вооружившись трещотками и деревянными погремушками, нарисовав яркий румянец во всю щеку, все вместе отправляются в лес на особую масленичную поляну. А там – санный поезд, хороводы, прыжки через костер и даже катание на лошади (под ее лоскутным покровом скрываются два чьих-нибудь папы). И взрослые, умудренные опытом, солидные папы и мамы веселятся, как дети. На Пасху катают разноцветные яйца, пекут куличи (дети непременно пекут в группе маленькие куличики, сами их украшают и гордо приносят домой).
    К каждому празднику делаются подарки (а как же без них?). Но только не родительский комитет их закупает, как это бывает обычно, а подарки рождаются в теплых родительских руках. Это могут быть и лоскутные мячики, и настоящие куклы, и ангелы, и даже гномики, свалянные из шерсти… А чтобы папы не чувствовали себя в стороне от общего процесса, им поручаются деревянные игрушки. И ничего, вечно занятые папы вполне справляются с задачей, порой проявляя недюжинные таланты!
    Вальдорфцы вообще предпочитают естественные материалы. Если лепить, так из ароматного пчелиного воска, если строить, так из дерева, если шить, так из мягчайшего шелка или теплой шерсти. И в самом деле, натуральные материалы обладают какой-то особой энергией и притягательностью.

    Нужно ли ребенку раннее развитие?
    Последователей Рудольфа Штайнера нередко упрекают в том, что они, дескать, слишком поздно начинают учить детей писать и считать. Да, в вальдорфском саду вообще нет специальных занятий по развитию речи, счету, письму, знакомству с окружающим миром. Однако вальдорфские педагоги видят свою задачу в другом. С маленькими детьми довольно много занимаются развитием мелкой моторики, ручным трудом, рукоделием. И любые занятия строятся на практической, живой деятельности.
    Взять, например, умение классифицировать предметы, столь ценимое школьными и дошкольными педагогами. Сколько придумано многочисленных дидактических игр для того, чтобы «находить лишнее», «составлять пары», «подбирать аналогии»! Чего там только нет: то попугаи среди жирафов, то квадратики среди кружков, то васильки среди кактусов.
    Но когда двухлетний кроха начинает сортировать бумажные карточки с неведомыми зверюшками, что-то в этом есть… противоестественное.
    И в этом отношении мне очень нравится идея вальдорфских педагогов классифицировать предметы, так сказать, по принципу здравого смысла. Когда все игрушки малыша сваливаются в один ящик (пусть даже прозрачный), возникает ощущение хаоса. Лучше, если для игрушек будет отведен специальный шкаф или этажерка, и для каждого вида игрушек – своя коробочка или корзинка. Где удобнее хранить кубики? У них ровные грани, их можно аккуратно уложить в коробку. Туда же отправится и прочий деревянный строительный материал.
    А вот различные корзинки для ракушек, шишек, каштанов… Можно даже ничего не объяснять малышу, не объявлять громогласно: «Вот сюда складываем только посуду, а сюда – только камушки!». Просто изо дня в день после игры вместе с малышом собирайте ваши сокровища. И он обязательно заметит, что шишка, случайно попавшая в корзинку с ракушками, здесь лишняя. И сам положит ее куда нужно, а не запихнет ногой под кровать.
    В такого рода классификациях есть глубокий практический смысл: наводится порядок, комната становится уютной, а в нужный момент всегда можно найти именно то, что требуется.
    Вальдорфские педагоги всячески поощряют свободное экспериментирование с предметами. Что будет, если на маленький камешек установить большой? Не получается? А если наоборот? Причем, взрослый никогда не диктует и не указывает, что нужно делать, поскольку наиболее ценно именно самостоятельное решение. Судите сами – что требует большей интеллектуальной работы и концентрации внимания, большей аккуратности и точности движений – собрать башню из конструктора ЛЕГО или из плоских камешков?
    Особое внимание в вальдорфском детском саду уделяют развитию творческих способностей. При этом там нет специальных занятий, направленных на обучение. Рисование (его еще называют «игрой с красками») учит детей находить собственные решения, не привязанные ни к одному шаблону. Незаметно, исподволь развиваются и музыкальные способности, слух, чувство ритма. Воспитатели обычно много поют и играют на музыкальных инструментах – ксилофоне, лире, флейте. Эти инструменты всегда доступны детям, они могут попробовать и сами поиграть на них или использовать их в самостоятельной свободной игре (напомним, что в традиционных детских садах пению и музыке посвящен лишь один час в неделю).
    Говорят, что после вальдорфского сада детям очень трудно адаптироваться в обычной школе. На примере своей дочери могу сказать, что это не так. Все очень индивидуально, и зависит от самого ребенка, от того, насколько он готов к школе, насколько сильна его мотивация к учебе. После окончания детского сада одни дети идут в вальдорфскую школу, а другие – в обычную. И те, и другие вполне успешно адаптируются в новой среде. И я до сих пор убеждена, что из имеющихся нынче вариантов вальдорфский сад – это самое мягкое и демократичное место для малыша-дошкольника.

    Инесса Смык
  • В этом году в вальдорфскую школу пришли новые первоклашки, по-этому теперь в школе работают и первый и второй классы!
    Недавно в школе прошел праздник Фонариков. И детки и родители в нему тщательно готовились, ведь каждому надо было смастерить своими руками красивый фонарик, в который можно поставить свечку.
    На праздник собралось множество людей: и школьники и воспитанники детского сада пригласили не только своих родителей, но также своих братьев и сестер, бабушек и дедушек.
    На Празднике отсутствует любой не природный электрический свет, все вокруг освещается множеством фонариков, которые создают вокруг волшебство.
    Педагоги вальдорфской школы рекомендуют родителям ввести такую традицию дома: вечером особенно за полчаса-час перед сном выключать весь электрический свет и электрические "солнца" в виде экранов и мониторов и зажигать фонарики. Это помогает успокоится, настроиться на ночной отдых, дает гармонии нашему уму. Это очень полезно для психики и взрослых, и маленьких и помогает настроиться на природные ритмы.
    Дарим идею! Воспользуйтесь и гармонизируйте свою жизнь!
  • А сколько стоит обучение в этой школе? Какой взнос? Какова месячная плата? Я
    очень хочц отдать туда дочь, но осилим ли, если все держится только на родителях...? Буду рада общению с родителями, чьи детки уже проучились в ЗП в этой школе :): http://vk.com/eltanskaya

Привет, незнакомец!

Похоже, вы новенький! Чтобы пообщаться с нами, кликните на одну из кнопок ниже :)

Участники этой темы:

Теги